Меню

Напольная акустика AllB Tower 10.2

Акустику российской фирмы AllB Music (читается «Оллби») мы приметили ещё год назад, на выставке MHES 2016. Налицо серьёзный подход к разработке, тщательное исполнение, а главное – импонирующее многим слушателем открытое и свободное звучание, характерное для лёгких бумажных динамиков. Долго не могли решить, какую модель выбрать для первого знакомства, и в результате остановились на 3,5-полосных системах со сдвоенным басовым звеном.

ЧИСТОТА И ПОРЯДОК

У AllB Music есть системы с 15- и 18-дюймовыми басовиками (их видно на общем фото), но мы решили испытать модель поскромнее, более походящую к условиям комнаты прослушивания.

Но вначале несколько слов о самой компании. Хотя, пожалуй, для коллектива из двух человек это слишком громкое название. Творческий тандем представляют Леонид Белебашев (главный конструктор) и Андрей Лутцев (генеральный директор). С Леонидом мы знакомы давно – он занимался разработкой акустики в «Автоаудиоцентре» и неоднократно выступал с авторскими разработками домашних коаксиальных систем на выставках «Российский Hi-End». Андрей тоже не новичок в аудио – более 16 лет занимался апгрейдом акустических систем и доработкой динамиков.

Катушки, магниты и мембраны заказываются на стороне, и каждая пара головок для правой и левой АС индивидуально подгоняется по основным параметрам.

Помимо акустики, AllB Music разрабатывает усилители с гибридной схемотехникой и межблочные кабели. На становление и формирование модельного ряда ушло около 10 лет, но интерес к конструированию проявился гораздо раньше — в середине 80-х. Как говорит Леонид, собственные проекты родились из нищеты – всё, что хотелось иметь в юности, было недоступно по деньгам. Начали делать акустику для себя и своих знакомых, первое время на советских динамиках, потом на собранных собственными руками, попутно шли эксперименты с фильтрами.

Да и сейчас вся акустика проектируется с чистого листа, корпуса изготавливаются на специализированном предприятии. Динамики, включая супертвитеры — собственной конструкции, собираются самостоятельно из готовых частей. Катушки, магниты и мембраны заказываются на стороне, и каждая пара головок для правой и левой АС индивидуально подгоняется по основным параметрам. Почему не устраивает номенклатура Vifa, ScanSpeak и т.д.? Дело в том, что во всей акустике AllB Music используются разделительные фильтры только первого порядка – так было решено после многочисленных экспериментов и прослушиваний. В этом случае менее заметны провалы вблизи частот раздела, т.к. при пологом спаде полосы более плавно переходят друг в друга, достигается ровная фазовая характеристика. Но чтобы при крутизне фильтров 6 дБ/окт. не возникали излишние перехлёсты полос, необходимы динамики с конструктивно ограниченным рабочим диапазоном. Изделия же крупных производителей рассчитаны на усреднённые требования массового заказчика и, как правило, на сложные фильтры высоких порядков. Кстати, подобные же аргументы приводит Dynaudio, обосновывая целесообразность собственного производства головок: при индивидуальном подходе можно сделать динамик с параметрами, идеальными для конкретного проекта, а не подгонять проект под имеющиеся комплектующие. Фильтры в акустике AllB Music простые, но качественные – на конденсаторах Jantzen Superior Z-Cap, Audiocore Red Line и даже по спецзаказу – Multicap RTX. При первом порядке кроссоверов bi-wiring не имеет смысла, поэтому в колонках две входных клеммы.

Диффузоры в акустике AllB Music исключительно бумажные, что позволяет получить быстрый отклик и высокую чувствительность. Магниты ферритовые, с повышенным BL-фактором. Твитеры принципиально титановые, т.к. купола из этого металла обладают высокой жёсткостью при малой массе, поэтому лучше, чем тканевые, передают воздух, атмосферу, а главное – атаку. Правда, титан вносит свою окраску, но с ней научились бороться с помощью короткого широкого рупора, который настраивается так, чтобы излучение твитера не заходило в область средних частот. В модели Tower 10.2 калибр пищалки 28 мм, магнитная система – неодимовая. Перед куполом установлена т.н. акустическая линза, оптимизирующая диаграмму направленности. При проектировании акустической системы сначала проводятся индивидуальные измерения каждого динамика, а после их установки в корпусе по спектроанализатору контролируется суммарная частотная характеристика.

Tower 10.2 построены по 3,5-полосной схеме, в которой один 10-дюймовый басовик отрезается фильтром, а другой, точно такой же, озвучивает полный диапазон. В таком включении удаётся получить ровный импеданс колонок, и при чувствительности 92 дБ они прекрасно состыкуются с любыми усилителями, в т.ч. и ламповыми. Акустическое оформление — щелевой фазоинвертор, его длина составляет половину глубины корпуса.

6,5-дюймовый среднечастотник – также с бумажным диффузором.

Акустика имеет классическую прямоугольную форму без каких либо дизайнерских изысков. Корпуса строятся из МДФ и отделываются натуральным шпоном, в нашем случае — дерева венге с прочным лаковым покрытием. Цена пары колонок Tower 10.2 — 220 тысяч рублей.

Фильтры в акустике AllB Music простые, но качественные – на конденсаторах Jantzen Superior Z-Cap, Audiocore Red Line и даже по спецзаказу – Multicap RTX.

Стойка A.V.E.Design, на которой установлена аппаратура – авторское изделие Алексея Ермакова. У него несколько стандартных вариантов, но возможен и индивидуальный проект. Изготавливаются из массива клёна и ясеня с экологически чистым покрытием – сертифицированной в Германии смесью натурального воска и масла. Толщина полки 40 мм, это щиты, склеенные из хорошо просушенных досок, и отфрезерованные под конкретный размер. Конусы и подпятники вытачиваются из алюминиевого сплава Д16Т с термической обработкой до определённой вязкости. Возможен вариант с бронзовой фурнитурой. Один модуль с полной комплектацией стоит 22250 руб. Вся стойка, изображённая на фото, весит порядка 60 кг.

В звучании Tower 10.2 присутствуют ностальгические нотки, чем-то напоминающие легендарные советские S90, но масштаб, динамика и достоверность передачи тембров, конечно, здесь намного выше. Подобные ассоциации возникают из-за акцента на средней полосе, благодаря которому более рельефно выделяется голос и спектр акустических инструментов. В сочетании с высоким разрешением практически во всём рабочем диапазоне это создаёт эффект присутствия «здесь и сейчас». И при внушительной глубине бас не тягучий сабвуферный, а как раз наоборот, легкий (первое время с непривычки кажется легковесным), быстрый и разборчивый. Даже на фонограммах с мощной низкочастотной основой не было эффекта «ядра на палубе» — тональность и рельеф каждой ноты считывались уверенно. Атака, удар, мгновенные перепады уровня — то, что обычно называют динамическими контрастами – передаются естественно, не затянуто и без лишней резкости. Возможно, чуть ослаблена энергетика в районе «дискотечного» баса (80 – 90 Гц), но это неизбежная плата за скорость, разрешение и открытость звучания. Тяжёлые диффузоры, возможно, и дали бы больше «мяса», но, чтобы избавиться от «резины» и монотонности, пришлось бы изрядно повозиться с подбором усиления. У нас, конечно, оконечники были не самые слабые, но по всему чувствовалось, что нагрузка для них была просто детская.

Можно ли отличить на слух фильтры первого порядка? В прямом сравнении я не пробовал, но в данном случае мог отметить линейную фазовую характеристику, которая всегда бывает прямым следствием ровного импеданса.

В звучании Tower 10.2 присутствуют ностальгические нотки, чем-то напоминающие легендарные советские S90, но масштаб, динамика и достоверность передачи тембров, конечно, здесь намного выше.

А малые фазовые сдвиги в рабочем диапазоне частот всегда чувствуются по построению звуковой сцены, что мы и имеем в данном случае. Колонки весьма солидных габаритов способны растворяться в пространстве, выстраивая при этом трёхмерную картину с довольно острой локализацией по всей ширине.

И ещё: всегда настороженно относился к выносным супертвиттерам, из-за их инородности по отношению к остальным излучателям системы. Они вносят живость и искру, но часто как бы исполняют собственную партию, как слишком звонкий дискант в детском хоре. В Tower 10.2 такого не происходит, гармония достигается, по-видимому, за счёт конструктивной идентичности фронтального твитера и того, что заключён в отдельную капсулу.

И хотя эта акустика не отличается особо стильной внешностью, тем не менее, она грамотно спроектирована и добротно изготовлена. Честная, открытая, динамичная по звучанию и не слишком требовательная к остальным звеньям тракта. С учётом всех отмеченных достоинств – и не такая уж дорогая.

КОМПОНЕНТЫ

МУЗЫКА

  1. Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
  2. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
  3. Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
  4. «Great Cover Versions». Inakustik, Reference Sound Mastering, 2013

Источник: www.salonav.com