Меню

Напольная акустика AllB Tower 12

Продолжаем знакомиться с акустикой московской фирмы AllB по принципу «от простого к сложному». Именно так, ведь чем больше калибр НЧ-драйвера, тем труднее добиться скорости и разборчивости баса. Не говоря уж о необходимости большого объёма корпуса, что порождает другие, чисто конструктивные проблемы. Но при наличии опыта то всё трудности можно преодолеть, и результат может оказаться очень впечатляющим.

ЗОНА КОМФОРТА

В конструкции напольных акустических систем сейчас просматриваются две явные тенденции. Первая предусматривает узкий высокий корпус и набор нескольких длинноходных драйверов относительно небольшого калибра. Плюсы – быстрый бас за счёт малой массы подвижной системы, изящный дизайн и малая занимаемая площадь в интерьере. Второй подход апеллирует к классическим решениям золотого века аудио: высокочувствительные головки с легкими бумажными диффузорами и басовики солидного калибра. Соответственно, корпуса получаются широкими и громоздкими. Плюсы – способность работать с маломощными усилителями, высокая тембральная точность и прекрасная микродинамика.

Первый тренд явно доминирует на рынке, поскольку 90% выпускаемой акустики проектируется в расчёте на домашнее кино, когда в комнате нужно разместить 5 – 7 колонок с сабвуфером. В этом случае габариты имеют решающее значение. Исключения, когда целью проекта ставится музыкальность, а не компромисс между музыкой и кино, можно пересчитать по пальцам.

Оба среднечастотника — пятидюймовые, с тканевыми подвесами, а пара нужна для того, чтобы линейно воспроизвести нижнюю середину и обеспечить надёжное сведение с басом.

Именно этой концепции придерживается российская компания AllB, в ассортименте которой акустические системы с басовыми драйверами калибром от 10 до 18 дюймов. Объект нашего нынешнего исследования – проект Tower 12 с двенадцатидюймовой низкочастотной секцией. Как я уже упоминал в прошлый раз, AllB предпочитает разрабатывать собственные драйверы под конкретный проект, а не наоборот. В индустрии не так уж много компаний, придерживающихся подобного принципа.

Итак, Tower 12. Здесь три с половиной полосы, т.к. СЧ-головки работают в одном диапазоне до 1000 Гц, потом один плавно уводится, а второй доигрывает до 8 кГц. Оба среднечастотника — пятидюймовые, с тканевыми подвесами, а пара нужна для того, чтобы линейно воспроизвести нижнюю середину и обеспечить надёжное сведение с басом, поскольку все фильтры в акустике AllB – первого порядка. Центральный конус, выточенный из дерева, повышает фазовую линейность верхнего среднечастотника.

12-дюймовый басовик работает до 500 Гц. Его подвес из пенополиуретана пропитан акрилом с обеих сторон, что полностью исключает контакт с воздухом и обеспечивает защиту от ультрафиолета. Срок службы таких подвесов без разрушения – около 30 лет. Обычный срок службы современных пенополиуретановых подвесов в массовом производстве не более 10 лет, а тканевых – 25 лет.

Все головки в этой системе – с бумажными диффузорами, это принципиально. Частотная характеристика выравнивалась по анализатору спектра, заявленная чувствительность в 93 дБ – честная, полученная по результатам измерений в безэховой камере МТУСИ.

Щелевой фазоинвертор настраивается как можно ниже, чтобы второй резонансный горб не был заметен на слух.

Титановые пищалки – тоже собственного производства, и рупор у них не такой, как у Tower 10.2. Для каждой модели разрабатывается собственная конструкция. Например, у Tower 15 и Tower 18 калибр твитера 35 мм, у Tower 12 – 30 мм. Собственные пищалки – не от хорошей жизни, просто среди готовых, имеющихся на рынке, излучатели с чувствительностью 96 дБ (рупорные не в счёт) с линейной АЧХ хотя бы до 16 кГц отсутствуют как класс. Кроме того, предлагаемые твитеры не дружат с фильтрами первого порядка, а других разработчики AllB не признают.

Корпуса Tower 12 сделаны из листов HDF толщиной 19 мм, в них предусмотрен отдельный изолированный отсек для СЧ/ВЧ-излучателей. Остальной объём, порядка 100 литров, предоставлен басовому драйверу. Щелевой фазоинвертор настраивается как можно ниже, чтобы второй резонансный горб не был заметен на слух, при этом и импеданс становится ровнее, и фазовая характеристика. В нижнем диапазоне колонка выходит в ноль с 50 Гц, по -3 дБ граница воспроизведения получилась на 35 Гц, а по -6 дБ – на 25 Гц.

Передний щит, составленный из двух листов МДФ, имеет толщину около 40 мм. Для снижения вибраций он стянут с задней стенкой жёстким брекетом. Стенки соединяются между собой встык под 45 град., что гарантирует прочность и долговечность конструкции.

Стандартная отделка – натуральный шпон венге, но по индивидуальному проекту можно заказать практически любую до «птичьего глаза» и кожи. В базовом варианте пара Tower 12 с супертвитерами стоит 350 тыс. руб., если покупать по отдельности, то цена будет 330 тыс. и 30 тыс. соответственно.

Супертвитер, конечно, не слишком дешёвый, обойдётся почти в 8% от стоимости колонок, но вещь это нужная. Мы пробовали слушать без него, но не понравилось: сцена теряет объём и прозрачность, мнимые образы теряют остроту фокусировки.

Звуки разной громкости соотносятся между собой так же, как при живом исполнении – тихие не съедаются, громкие не компрессируются.

Да и вообще, сочетание самых верхних, близких к ультразвуку, составляющих спектра с основательным, подвижным басом, производит сильное впечатление. Ещё одно преимущество крупной акустики – способность создать масштабную звуковую панораму с музыкальными инструментами в натуральную величину – Tower 12 демонстрируют во всей красе. Да, это акустика не для маленьких помещений, но в подходящих условиях она развернёт перед слушателями по-настоящему внушительную картину. Ориентированием супертвитеров можно корректировать точность локализации, само же пространство среднечастотным звеном и купольным твитером. И что удивительно – даже такие крупногабаритные системы, как физические объекты способны исчезать из звукового поля. Это свидетельствует об идентичности фазовых характеристик излучателей в правом и левом каналах.

Теперь о главном. Высокая чувствительность Tower 12 обусловила очень ценный эффект – правильное динамическое масштабирование. Другими словами, звуки разной громкости соотносятся между собой так же, как при живом исполнении – тихие не съедаются, громкие не компрессируются. И если слушать тестовую запись ударной установки их соседнего помещения, можно решить, что барабанщик играет живьём. В заблуждение вводит резкость атаки и хлёсткость самого удара, свободные реверберации и то, что площадь басовых диффузоров идентична площади мембран рабочих барабанов.

Большой плюс индивидуального подхода AllB ещё и в том, что по вкусу вам подберут не только отделку, но и звучание – при необходимости подкорректируют отдачу в любой из полос.

Если говорить о музыке в целом, то всё достаточно ожидаемо, если учитывать габариты и особенности конструкции. Звучание свободное, энергичное и разборчивое по всему диапазону. Чувствуется основательный басовый фундамент, прозрачный верх и живая середина. Правда, именно этот диапазон мне показался доминирующим, особенно на большой громкости, но создатели систем уверили, что АЧХ выставлялась в ноль по спектроанализатору. Большой плюс индивидуального подхода AllB ещё и в том, что по вкусу вам подберут не только отделку, но и звучание – при необходимости подкорректируют отдачу в любой из полос. Верхний спектр достаточно прозрачный и не агрессивный, но с настоящей «искрой».

Tower 12 можно слушать по-разному – в компании, врубив что-нибудь тяжёлое на полную катушку, или в мягком удобном кресле, выбрав из плейлиста камерную классику. И то, и другое будет подано в точном соответствии с вашим настроением.

КОМПОНЕНТЫ

МУЗЫКА

  1. Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
  2. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
  3. Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
  4. «Great Cover Versions». Inakustik, Reference Sound Mastering, 2013

Источник: www.salonav.com