Продолжаем знакомиться с акустикой московской фирмы AllB по принципу «от простого к сложному». Именно так, ведь чем больше калибр НЧ-драйвера, тем труднее добиться скорости и разборчивости баса. Не говоря уж о необходимости большого объёма корпуса, что порождает другие, чисто конструктивные проблемы. Но при наличии опыта то всё трудности можно преодолеть, и результат может оказаться очень впечатляющим.
ЗОНА КОМФОРТА
В конструкции напольных акустических систем сейчас просматриваются две явные тенденции. Первая предусматривает узкий высокий корпус и набор нескольких длинноходных драйверов относительно небольшого калибра. Плюсы – быстрый бас за счёт малой массы подвижной системы, изящный дизайн и малая занимаемая площадь в интерьере. Второй подход апеллирует к классическим решениям золотого века аудио: высокочувствительные головки с легкими бумажными диффузорами и басовики солидного калибра. Соответственно, корпуса получаются широкими и громоздкими. Плюсы – способность работать с маломощными усилителями, высокая тембральная точность и прекрасная микродинамика.
Первый тренд явно доминирует на рынке, поскольку 90% выпускаемой акустики проектируется в расчёте на домашнее кино, когда в комнате нужно разместить 5 – 7 колонок с сабвуфером. В этом случае габариты имеют решающее значение. Исключения, когда целью проекта ставится музыкальность, а не компромисс между музыкой и кино, можно пересчитать по пальцам.
Оба среднечастотника — пятидюймовые, с тканевыми подвесами, а пара нужна для того, чтобы линейно воспроизвести нижнюю середину и обеспечить надёжное сведение с басом.
Именно этой концепции придерживается российская компания AllB, в ассортименте которой акустические системы с басовыми драйверами калибром от 10 до 18 дюймов. Объект нашего нынешнего исследования – проект Tower 12 с двенадцатидюймовой низкочастотной секцией. Как я уже упоминал в прошлый раз, AllB предпочитает разрабатывать собственные драйверы под конкретный проект, а не наоборот. В индустрии не так уж много компаний, придерживающихся подобного принципа.
Итак, Tower 12. Здесь три с половиной полосы, т.к. СЧ-головки работают в одном диапазоне до 1000 Гц, потом один плавно уводится, а второй доигрывает до 8 кГц. Оба среднечастотника — пятидюймовые, с тканевыми подвесами, а пара нужна для того, чтобы линейно воспроизвести нижнюю середину и обеспечить надёжное сведение с басом, поскольку все фильтры в акустике AllB – первого порядка. Центральный конус, выточенный из дерева, повышает фазовую линейность верхнего среднечастотника.
12-дюймовый басовик работает до 500 Гц. Его подвес из пенополиуретана пропитан акрилом с обеих сторон, что полностью исключает контакт с воздухом и обеспечивает защиту от ультрафиолета. Срок службы таких подвесов без разрушения – около 30 лет. Обычный срок службы современных пенополиуретановых подвесов в массовом производстве не более 10 лет, а тканевых – 25 лет.
Все головки в этой системе – с бумажными диффузорами, это принципиально. Частотная характеристика выравнивалась по анализатору спектра, заявленная чувствительность в 93 дБ – честная, полученная по результатам измерений в безэховой камере МТУСИ.
Щелевой фазоинвертор настраивается как можно ниже, чтобы второй резонансный горб не был заметен на слух.
Титановые пищалки – тоже собственного производства, и рупор у них не такой, как у Tower 10.2. Для каждой модели разрабатывается собственная конструкция. Например, у Tower 15 и Tower 18 калибр твитера 35 мм, у Tower 12 – 30 мм. Собственные пищалки – не от хорошей жизни, просто среди готовых, имеющихся на рынке, излучатели с чувствительностью 96 дБ (рупорные не в счёт) с линейной АЧХ хотя бы до 16 кГц отсутствуют как класс. Кроме того, предлагаемые твитеры не дружат с фильтрами первого порядка, а других разработчики AllB не признают.
Корпуса Tower 12 сделаны из листов HDF толщиной 19 мм, в них предусмотрен отдельный изолированный отсек для СЧ/ВЧ-излучателей. Остальной объём, порядка 100 литров, предоставлен басовому драйверу. Щелевой фазоинвертор настраивается как можно ниже, чтобы второй резонансный горб не был заметен на слух, при этом и импеданс становится ровнее, и фазовая характеристика. В нижнем диапазоне колонка выходит в ноль с 50 Гц, по -3 дБ граница воспроизведения получилась на 35 Гц, а по -6 дБ – на 25 Гц.
Передний щит, составленный из двух листов МДФ, имеет толщину около 40 мм. Для снижения вибраций он стянут с задней стенкой жёстким брекетом. Стенки соединяются между собой встык под 45 град., что гарантирует прочность и долговечность конструкции.
Стандартная отделка – натуральный шпон венге, но по индивидуальному проекту можно заказать практически любую до «птичьего глаза» и кожи. В базовом варианте пара Tower 12 с супертвитерами стоит 350 тыс. руб., если покупать по отдельности, то цена будет 330 тыс. и 30 тыс. соответственно.
Супертвитер, конечно, не слишком дешёвый, обойдётся почти в 8% от стоимости колонок, но вещь это нужная. Мы пробовали слушать без него, но не понравилось: сцена теряет объём и прозрачность, мнимые образы теряют остроту фокусировки.
Звуки разной громкости соотносятся между собой так же, как при живом исполнении – тихие не съедаются, громкие не компрессируются.
Да и вообще, сочетание самых верхних, близких к ультразвуку, составляющих спектра с основательным, подвижным басом, производит сильное впечатление. Ещё одно преимущество крупной акустики – способность создать масштабную звуковую панораму с музыкальными инструментами в натуральную величину – Tower 12 демонстрируют во всей красе. Да, это акустика не для маленьких помещений, но в подходящих условиях она развернёт перед слушателями по-настоящему внушительную картину. Ориентированием супертвитеров можно корректировать точность локализации, само же пространство среднечастотным звеном и купольным твитером. И что удивительно – даже такие крупногабаритные системы, как физические объекты способны исчезать из звукового поля. Это свидетельствует об идентичности фазовых характеристик излучателей в правом и левом каналах.
Теперь о главном. Высокая чувствительность Tower 12 обусловила очень ценный эффект – правильное динамическое масштабирование. Другими словами, звуки разной громкости соотносятся между собой так же, как при живом исполнении – тихие не съедаются, громкие не компрессируются. И если слушать тестовую запись ударной установки их соседнего помещения, можно решить, что барабанщик играет живьём. В заблуждение вводит резкость атаки и хлёсткость самого удара, свободные реверберации и то, что площадь басовых диффузоров идентична площади мембран рабочих барабанов.
Большой плюс индивидуального подхода AllB ещё и в том, что по вкусу вам подберут не только отделку, но и звучание – при необходимости подкорректируют отдачу в любой из полос.
Если говорить о музыке в целом, то всё достаточно ожидаемо, если учитывать габариты и особенности конструкции. Звучание свободное, энергичное и разборчивое по всему диапазону. Чувствуется основательный басовый фундамент, прозрачный верх и живая середина. Правда, именно этот диапазон мне показался доминирующим, особенно на большой громкости, но создатели систем уверили, что АЧХ выставлялась в ноль по спектроанализатору. Большой плюс индивидуального подхода AllB ещё и в том, что по вкусу вам подберут не только отделку, но и звучание – при необходимости подкорректируют отдачу в любой из полос. Верхний спектр достаточно прозрачный и не агрессивный, но с настоящей «искрой».
Tower 12 можно слушать по-разному – в компании, врубив что-нибудь тяжёлое на полную катушку, или в мягком удобном кресле, выбрав из плейлиста камерную классику. И то, и другое будет подано в точном соответствии с вашим настроением.
КОМПОНЕНТЫ
- CD-транспорт TEAC VRDS 10SE
- DAC Lector Digitube 24/192 kHz
Предварительный усилитель WBE Continuance No.84
Оконечный усилитель WBE Fusion 400 - Стойка A.V.E.Design
- Кабели:
- межблочные AllB Music
- акустические Mogami Cables
- сетевые Acrolink 6NP4030
МУЗЫКА
- Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
- Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
- «Great Cover Versions». Inakustik, Reference Sound Mastering, 2013
Источник: www.salonav.com