18-дюймовые басовые драйверы – самые большие из тех, что нам когда-либо доводилось слушать. Нижняя граница рабочего диапазона у этих 90-килограммовых систем заявлена на 18 Гц, и это действительно впечатляет. Но только ли в глубине баса заключается преимущество такого рекордного калибра?
МЯГКИЙ НОКАУТ
Действительно, получить инфранизкую составляющую можно и с 15-дюймовыми драйверами, но эти трёхполоски изначально рассчитывались на помещения от 50 кв. метров, а для их озвучивания требуется недетское звуковое давление. Увеличение калибра на 3 дюйма при той же подводимой мощности даёт прирост SPL 2 – 3 дБ, т.е. почти вдвое. А также способствует получению более внушительного масштаба звучания, что особенно заметно на записях больших симфонических оркестров. Это количественные показатели, но есть ещё и качественный. В тех случаях, когда не нужно озвучивать концертный зал, диффузор большой площади создаёт необходимый уровень громкости при незначительных смещениях подвижной системы, при этом нелинейные искажения тоже минимальны. Возникает вопрос: почему же при таком количестве производителей акустических систем модели с 18-дюймовым басом можно пересчитать по пальцам одной руки? Дело в том, что их массовый выпуск чересчур сложен и дорог, кроме того, компаниям приходится думать не только о звуке, но и таких приземлённых вещах, как о возможности транспортировки на большие расстояния. А крупнокалиберные басовики требуют не только солидного рабочего объёма, но и усиленного корпуса, т.е. конструкция получается очень громоздкой и тяжёлой.
Каждая колонка Tower 18 весит порядка 90 килограммов, но это не проблема, т.к. компания AllB Music российская, и работает исключительно на внутренний рынок. Поэтому она не экономит на корпусах: для этой модели они изготавливаются двухслойными из плит HDF толщиной 19 мм. Для их склеивания используется пресс с давлением 7 тонн, снаружи все стенки отделываются миллиметровым слоем натурального шпона. Для среднечастотной головки построен отдельный бокс, который образует дополнительные рёбра жёсткости. Между передней и задней стенками сделана стяжка.
Каждая колонка Tower 18 весит порядка 90 килограммов, но это не проблема, т.к. компания AllB Music российская, и работает исключительно на внутренний рынок.
Разделительные фильтры собраны на листе МДФ толщиной 19 мм, который крепится на задней стенке и является дополнительным элементом демпфирования задней панели. Отсюда и масса корпуса – даже сдвинуть колонку с места (а нам пришлось это делать по ходу прослушивания) задача непростая.
Как я уже рассказывал, во всех моделях AllB Music используются разделительные фильтры только первого порядка, это фирменная фишка российской компании. Чтобы получить общую линейность при крутизне спада 6 дБ на октаву, динамики должны иметь сглаженные частотные характеристики и ровный импеданс. Поскольку купить такие динамики практически невозможно, специалисты компании делают их самостоятельно.
У 18-дюймового басовика бумажный диффузор и пенополиуретановый подвес собственной разработки, обработанный специальной пропиткой для демпфирования и увеличения срока службы. Головка работает в фазоинверторном оформлении, щелевой порт расположен в нижней части переднего щита.
Чтобы получить общую линейность при крутизне спада 6 дБ на октаву, динамики должны иметь сглаженные частотные характеристики и ровный импеданс.
При создании 8-дюймового среднечастотника основная масса времени была потрачена на измерения в безэховой камере МТУСИ (Московского Университета Связи). Дополнительный конус на диффузоре подбирался экспериментально, чтобы получить максимальную линейность частотной характеристики в самом важном для нашего слуха диапазоне 400 — 4000 Гц. Затем была найдена оптимальная форма фазочастотной выравнивающей «пули» для устранения неравномерности на отрезке 2000 — 6000 Гц. «Пуля» выточена из твёрдого американского бука. Чувствительность этой головки с бумажным диффузором и пенополиуретановым подвесом, пропитанным фирменным составом – 97 дБ.
У твитера титановая мембрана диаметром 35мм и неодимовая магнитная система с радиатором для охлаждения звуковой катушки. Для оптимизации частотной характеристики потребовалось более полугода работы в безэховой камере МТУСИ. Чувствительность такая же — 97дБ в диапазоне 4000 – 28000 Гц при неравномерности +/-2 дБ. Такие параметры позволяют получить правильный тембральный баланс в большом помещении при совместном использовании с 18-дюймовым басовым драйвером без каких-либо технических ухищрений (например, рупорного оформления).
В фильтрах с частотами раздела 400 и 4000 Гц используются конденсаторы и ленточные катушки Jansen, а также индуктивности собственного производства. Все элементы тщательно подбираются по номиналам, схема собирается навесным монтажом. Входных клемм две, многопроводное подключение не предусмотрено.
Стандартная отделка Tower 18 – натуральный шпон венге, но возможны любые варианты по индивидуальному заказу. Пара колонок стоит 1 млн. руб., в качестве бонуса компания предлагает супер твитер ST-BW2, который мы и задействовали при прослушивании.
Главное в звучании этих систем, конечно, нижний регистр. Ровный, основательный, глубокий – и совсем не сабвуферный.
Главное в звучании этих систем, конечно, нижний регистр. Ровный, основательный, глубокий – и совсем не сабвуферный. Т.е. без натужности, затяжки и монотонности. Смещения диффузоров действительно едва заметны даже на очень басовитых фонограммах, но движение воздуха в комнате ощущалось явно. Глубина с одновременной лёгкостью даёт ощущение открытости, свободы звучания. Но помещение этим гигантам нужно соответствующее, в тесноте отражения способны смазать эффектность подачи. Стенки корпуса на больших уровнях практически не вибрируют, щелевой фазоинвертор рекордного сечения посторонних призвуков не даёт. Массивные корпуса и огромные диффузоры придают звучанию фундаментальную основательность, а высокая чувствительность колонок обусловливает их отзывчивость на приходящий от усилителя сигнал. Соответственно, звучание получается не только басовитым, но и отличается повышенной детальностью в нижнем регистре.
Восьмидюймовая головка на середине вносит свой вклад: вокал натуральный, на сольных партиях с «опорой на диафрагму», т.е. телесный, с уверенным заходом в верхний бас. Тональный баланс линейный, что особенно чувствуется на записях больших оркестров. Информации в средней полосе много, иногда даже слишком, особенно в верхней части, на границе стыковки с твитером. Во избежание явной интерференции при отражениях от стен, колонки лучше немного разворачивать внутрь. Проблем с пространственными эффектами не будет: у Tower 18 достаточно широкая диаграмма направленности, чтобы развернуть звуковую сцену от стены до стены.
Проблем с пространственными эффектами не будет: у Tower 18 достаточно широкая диаграмма направленности, чтобы развернуть звуковую сцену от стены до стены.
Верх плотный, твитеры добавляют «атмосферности». Удар по тарелкам красиво контрастирует с панчевым драйвом бочки, в самых верхних обертонах нет ни назойливости, ни сухости.
По времени отклика все три головки согласованы достаточно точно, поэтому и музыка передаётся как одно большое событие. И его масштаб будет тем внушительнее, чем просторнее окажется помещение. Колонкам озвучить зал не проблема, да и усиление при такой их чувствительности особо мощное не понадобится. Tower 18 сочетают драйв с точностью, и это свойство оценят и утончённые меломаны, и любители потанцевать под транс или хаус.
СИСТЕМА
- CD-транспорт Pioneer PD-75
- DAC Lector Digitube 24/192 kHz
- Предварительный усилитель WBE Continuance No.84
- Оконечный усилитель WBE Fusion 400
- Кабели:
- межблочные AllB Music
- акустические Mogami Cables
- сетевые Acrolink 6NP4030
МУЗЫКА
- MJ Audio Technical Disc, vol. 8. MJ Records, 2018
- White Zombie, «Supersexy Swingin’ Sounds». Geffen Records, 1996
- Sweetbox. BMG/RCA, 1998
- Madonna, «Ray of Light». Warner Bros., 1998
- R.E.M., «Monster». Warner Bros., 1994
AllB Music Tower 18
Производитель: AllB Music (Россия)
www.allb-music.ru
Конфигурация: 3 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 18 — 28000 Гц || Чувствительность во всём диапазоне частот: 97 дБ (1 Вт/1 м) || Номинальное сопротивление: 8 Ом || Частоты разделения полос: 400, 4000 Гц || Подводимая мощность номинальная/максимальная: 300/400 Вт || Bi-wiring: нет || Отделка: шпон венге || Габариты: 1300 x 550 x 500 мм || Масса 1 шт.: не более 90 кг || Цена за пару: 1 000 000 руб.