Акустические системы AllB Squaring’21
Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм
Ещё один уникальный экспонат, показанный на MHES 2024 — четырёхполосные коаксиальные системы с квадратным басовым драйвером калибра 21 дюйм. Сложнейшая 110-килограммовая конструкция, на разработку которой ушло несколько лет, была создана российскими умельцами. И усилия не были потрачены впустую — при демонстрации на выставке эти гиганты показали очень убедительный саунд. Что и сподвигло нас на вдумчивое прослушивание в более спокойной обстановке.
КВАДРАТУРА КРУГА
К этим системам мы присматривались в течение нескольких лет на разных выставках, и каждый раз они удивляли и солидностью конструкции, и звучанием. Вообще говоря, сделать 4-полосную коаксиальную систему до сих пор не решился ни один производитель именно из-за её сложности. Но желание создать точечный источник излучения, работающий в полном диапазоне частот, у российских разработчиков оказалось сильнее страха перед трудностями, и проект состоялся. На него ушло более двух лет экспериментов, проб и ошибок, а также изрядное количество финансовых затрат. И даже не это главное — если бы у инициатора проекта Леонида Белебашева не было за плечами 27-летнего опыта проектирования динамических головок и акустических систем, столь уникальная конструкция у компании AllB вряд ли бы появилась.
Звуковое поле экспериментов
О преимуществах коаксиальных излучателей мы рассказывали не раз, поэтому тратить на это время не стану. Замечу лишь, что достичь когерентного излучения во всех частотных полосах возможно только при расположении всех излучателей на одной акустической оси, а это очень непросто осуществить на практике.
Фишка модели Squaring’21 не только в четырёхполосности, но и в том, что басовый диффузор имеет форму усечённой пирамиды, а не конуса, как в круглых динамиках. Площадь её основания равна площади круга диаметром 21 дюйм, и при этом физический размер квадрата позволяет вписать в почти такой же корпус, что у 18-дюймовых круглых коаксиалов (LB-Horn 500). При этом площадь излучения у него на 30% больше, чем у круглого динамика такого же калибра, а масса — как у 18-дюймового. За счёт увеличенной площади при той же подводимой мощности звуковое давление получается выше.
Кроме того, в 4-полосном коаксиале каждый динамик является акустическим оформлением для меньшего, по сути — широкогорлым рупором, который не даёт призвуков в основной тон, в отличие от рупоров с компрессионными драйверами. Для НЧ-диффузора рупором является корпус колонки, чем и обусловлена его необычная форма.
Пригодность того или иного материала определялась экспериментально по соотношению стойкости на излом к массе.
НЧ-диффузор представляет собой сэндвич из двух слоёв бумаги со вспененным полимером между ними. Пригодность того или иного материала определялась экспериментально по соотношению стойкости на излом к массе. Диффузор работает в акустическом оформлении вариовент с щелевым портом (10% от площади диффузора) в нижней части переднего щита. Нижняя рабочая граница (по -3 дБ) — 19 Гц.
Нижняя середина также воспроизводится бумажным диффузором, а верхняя — 70-миллиметровым алюминиевым кольцом со структурой пчелиных сот.
Твитер — также собственная разработка. Главное отличие новой версии колонок от предыдущей в том, что на 35-миллиметровый титановый купол была нанесена тонко измельчённая керамика, и не напрямую, а через промежуточный эластичный слой. Он демпфирует резонансы крупного купола, а керамика устранила резкость на ВЧ, которую отмечали некоторые слушатели.
Покрытие подбирали экспериментально, сначала на обычных акустических системах, затем на коаксиалах. Для улучшения линейности частоту ВЧ-фильтра снизили с 6 до 5 кГц. У твитера индукция в зазоре 1,8 Тл., и это реально много.
Разделительные фильтры с частотами раздела 300, 800 и 5000 Гц традиционно для AllB имеют первый порядок — они вносят меньше фазовых искажений и обеспечивают более ровный импеданс. Детали смонтированы на съёмной плате, которую при необходимости можно вынуть и что-нибудь подстроить в схеме. Кроме того, через образовавшийся проём легко добавить или убрать часть звукопоглотителя, которым сейчас заполнено 40% объёма корпуса. Количество его подбиралось на слух, резонансы корпуса заглушить, и бас не ослабить.
Корпус, слову, можно считать второй уникальной составляющей системы. Верхняя и нижняя стенки толщиной 40 и 60 мм соответственно — из массива дуба.
Корпус, слову, можно считать второй уникальной составляющей системы. Верхняя и нижняя стенки толщиной 40 и 60 мм соответственно — из массива дуба, но снаружи он оклеен шпоном, т.к. одинаковую структуру древесины для обеих колонок подобрать невозможно. А структура у дуба богатая, её можно увидеть, если смотреть на торцы этих стенок сзади. Боковины — из толстых плит МДФ, оклеенных снаружи шпоном толщиной 3 мм. Передний щит из дубового массива, вкладыши из сосны, две декоративные накладки — из шпонированного МДФ. Между ними и корпусом слой кожи. Все накладки спереди съёмные, их можно заказать любого цвета или восстановить после повреждения. Сзади корпус оклеен натуральной кожей. Весит одна колонка порядка 110 кг, и чтобы её хотя бы сдвинуть с места (нам пришлось их слегка развернуть перед прослушиванием), нужно, как минимум, два человека.
Большие и послушные
При прослушивании акустики AllB Music мы обычно добавляем в систему супертвитеры. В данном случае — ST-BW-2. Не то чтобы титановый твитер в колонках недобирал верхов — просто воздух в звучании никогда не бывает лишним. ST-BW-2 начинает работать на 15 кГц, поэтому звучит свободнее и с меньшей интермодуляцией, чем 35 мм купол, озвучивающий полосу от 5 кГц. Остальные компоненты перечислены в таблице, что в конце текста.
Это колонки для меломанов, которые в музыке ценят прежде всего драйв и динамику, способность передать энергетический заряд, заложенный в записи.
Первое, что замечаешь — и особенно ярко это свойство проявлялось на выставках — Squaring’21 даёт по-настоящему БОЛЬШОЙ звук. Колонки эти, как вы уже поняли, немаленькие, и способные озвучивать залы солидной площади. Но это не главное их назначение — чтобы ударить по ушам рекордным SPL много ума не требуется. Фишка этих «квадратов» в том, что они а) чрезвычайно аккуратно и детально играют на малой громкости и б) эта аккуратность и детальность сохраняется и при оглушающем звуковом давлении — запас неискажённой мощности у этих колонок колоссальный. Плюс свобода и открытость, характерная для систем с высокой чувствительностью — даже вблизи нижней границы воспроизведения бас не теряет рельефной структуры. Проделали даже такой эксперимент: постепенно убавляли громкость и слушали, когда пропадёт бас. Оказалось — когда уровень упал почти до порога слышимости, т.е. линейность тонального баланса сохраняется во всём динамическом диапазоне. И это вообще характерно для коаксиальной акустики AllB Music: на выставке в 2021 году круглые 18-дюймовые коаксиалы LB-Horn 500 перекрывали зал на мощности 0,82 ватта, что было видно по индикатору усилителя Accuphase A-70.
Но главное свойство Squaring’21 определяется, конечно же, коаксиальной конструкцией. Акустическая ось находится на уровне ушей сидящего человека, и на этой оси точно синхронизируются все инструменты и отдельные нюансы во всей музыкальной картине. Но не подумайте, что звук идёт из одной точки, наоборот, звуковое поле получается масштабным и объёмным при практически незаметном участии самих колонок. В обычных многополосных системах, особенно на близком расстоянии и высокой громкости, почти всегда слышны отдельные динамики, и звук более-менее собирается воедино в нескольких метрах от передней линии. Здесь 100-процентная слитность обеспечена на любом расстоянии. И, конечно, временная синхронизация тоже идеальна. При исполнении басист, барабанщик, клавишник и вокалист(ка) стараются чётко держать ритм, но, если излучатели в колонках находятся на разном расстоянии от ушей слушателя, передний фронт сильной доли будет слегка «размазан». С Squaring’21 этого не происходит, вы слышите музыку так, будто она исполняется буквально перед вами, и это производит сильное впечатление.
Тарелки получались звонкие, с красивым облаком обертонов, нехватки высоких не будет ощущаться даже в комнате с коврами и мягкой мебелью.
Ещё один важный момент — звуковое разрешение одинаково высокое во всех полосах. На хорошей записи БСО можно услышать тонкости исполнения каждого солирующего инструмента, будь то туба, скрипка или треугольник. Что, кстати, отмечали и посетители выставки, слушавшие эти колонки.
И, наконец, стоит отметить и то, что гигантские системы, легко озвучивающие огромные залы, совершенно не нуждаются в киловаттном усилении. Squaring’21 — достаточно лёгкая нагрузка для усилителя, и для них намного важнее качественные показатели, чем мощностные. Понравилось и то, что при гигантском калибре НЧ-драйверов колонкам не было тесно в относительно небольшом (35 кв. метров) тесно заставленном помещении, в котором мы их слушали для обзора. И эта гибкость, способность адаптироваться к помещению в сочетании с временной точностью точечного источника — дорогого стоит.
МУЗЫКА
- Yello VW mix №58277341
- MJ Audio Technical Disc, vol. 8. MJ Records, 2018
- Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель TEAC VRDS-10 (в качестве транспорта)
- ЦАП Analog Lector Digicode S-192
- Предварительный усилитель WBE Continuance No.84
- Оконечный усилитель WBE Fusion No. 400 Mk1
- Кабели:
- межблочные AllB Music
- акустические Physics Style
Squaring’21
Производитель: AllB Music (Россия)
Конфигурация: 1 излучатель, 4 полосы || Акустическое оформление: щелевой фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот 19 — 25000Гц || Номинальное сопротивление: 8 Ом || Чувствительность (1 м/2,83 В): 100 дБ || Мощность номинальная/максимальная: 200/500 Вт || Отделка: натуральная кожа, натуральный шпон нескольких видов, массив древесины твёрдых сортов || Габариты: 1450 х 550 х 600 мм || Масса 1 шт.: 110 кг || Цена за пару: 12 000 000 руб.