Меню

Акустические системы ALLB Music Tower 10

Акустика AllB-Helium Horn 500

Автор: Николай ЕФРЕМОВ   Размещено: 08 декабря, 2019     Комментарии: 20

Вам когда-нибудь приходилось слушать четырёхполосную коаксиальную акустику с 18-дюймовыми басовиками? Наверняка нет, т.к. подобные модели выпускает только одна компания в мире. Знакомимся с уникальным российским проектом, разбираемся, как он устроен и оцениваем преимущества огромного источника когерентного излучения. 

ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ

То, что вы видите на фото – результат 20-летней работы человека, который поставил себе задачу построить полнодиапазонные акустические системы с когерентным излучением. Поскольку ни формул для расчёта подобных конструкций, ни удовлетворительного опыта других производителей не существовало (да нет его и сейчас), все решения находились экспериментально. Вручную изготавливались динамики, корпуса с рупорным оформлением, кроссоверы…

Итак, Леонид Белебашев, разработчик акустических систем в московской компании AllB. Учился в музыкальной школе по классу фортепиано. Закончил московский институт электронной техники, работал звукооператором во Дворце Творчества Молодежи, затем — начальником лаборатории акустики в «Автоаудиоцентре», где разрабатывал динамики для бренда «Урал». Побывал на заводах, производящих динамики в Китае и Тайване, участвовал в выставках электроники в Гонконге.

В 1998 году на выставке «Российской Hi-End» продемонстрировал под брендом Helium свои первые двухполосные коаксиалы с 12-дюймовыми басовыми диффузорами.

Нынешний проект AllB-Helium Horn 500 – четырёхполосные напольные системы с хитрым акустическим оформлением и простыми фильтрами.

Но лучше обо всём этом Леонид расскажет сам:

Всё началось с того, что имея хорошие связи с компаниями High End Centre, Ms-Max, салоном «Арт Тек» и др. дистрибьюторами я получил доступ к винтажу и разным динамикам ведущих брендов, в т.ч. и к коаксиалам Tannoy, вплоть до Canterbury 15 и Kingdom 18. Очень многие подобные конструкции приносили в ремонт, и наиболее интересные из них (Tannoy, Altec, KEF, Technics, Urey) я обмерял в безэховой камере акустического центра МТУСИ. Это дало опыт и понимание, как делаются коаксиалы. После многочисленных экспериментов разработал свою конструкцию двухполосного коаксиального динамика.

— Кто-то помогал тебе финансово?

Никто. Все эксперименты за свой счёт, инвесторов не было. Денег за 20 лет я потратил немеряно, а сколько железа было выброшено! В течение трёх лет только исследовали рупоры. Подбирали форму, остановились на профиле «Монтерей», с экспонентой ничего не получилось.

—  Почему в результате ты решил делать сложную 4-полосную конструкцию, ведь те же Tannoy и KEF в своих коаксиалах прекрасно обходятся двумя?

У двухполосных коаксиалов при включении головок в противофазе АЧХ получается идеальная, но слушать их неинтересно. В фазе возникает узкий провал глубиной 10 дБ примерно на 1,5 – 2 кГц, но звук в целом намного лучше. Появилась идея: заставить 12-дюймовый коаксиал играть в фазе при фильтрации первым порядком, чтобы убрать провал. Экспериментально подбирал расстояние между звуковыми катушками, получилось неплохо — исчезла реверберация на женском вокале. Захотелось больше баса. Сделал сборку с 15-дюймовым басовиком, но при частоте раздела 1 кГц ему нужен большой твитер, способный работать низко, а такие не дают воздуха. Тогда решил добавить среднечастотник, а в него уже встроить твитер. При этом его корпус является акустическим фильтром, который мягко подрезает среднюю полосу сверху.  Фактически, получается тело Венте, да и диаграмма расширяется – при углах до 30 град. характер АЧХ не меняется, хотя SPL падает.

При переходе на 15 дюймов пришлось добавить ещё полосу, чтобы лучше воспроизводились средние частоты. Жёсткость большого диффузора повышена за счёт рёбер, которые я приклеил с его обратной стороны, причём не по радиусу, как обычно, а по касательной. Все эти решения были применены и при изготовлении 18 дюймового коаксиала.

— Какое здесь низкочастотное оформление кроме рупора?

Вариовент, т.е. корпус немного раздемпфирован, и получается не два горба, как у фазоинвертора, а импеданс плавно поднимается от 8 Ом до 12 в диапазоне 40 — 80 Гц. Явного резонанса нет, хотя подвижная система у басовика жёсткая – для скорости.

— Пищалка титановая?

Да, мембрана титановая V-образная 37 мм, подвеса нет, она опирается на картонное кольцо, чтобы устранить краевые эффекты. И на АЧХ от 4 и до 22 кГц неравномерность всего около 3 дБ. На верхней середине работает кольцевая мембрана с алюминиевыми сотами. Нижняя середина и бас – целлюлоза.

— Разделительные фильтры, как всегда, первого порядка?

У басовика второй порядок, но в силу фазовых особенностей рупора работает как первый — нет проблем с фазой. У двух среднечастотников и пищалки – первый. Частоты раздела 400, 900, 6000 Гц. Очень тщательно пришлось подбирать комплектующие на каждую полосу, от них звучание очень зависит На ВЧ – Multicap RTX и, на середину, Audiocap, Mundorf, Clarity Cap, на бас — JB. Катушки из медной ленты Jansen, Mundorf. Для НЧ-полосы я мотаю сам двойным проводом 4 кв. мм на сердечнике от Ш-образных трансформаторов – при том же номинале обмотка получается вчетверо короче, а бас плотнее. Мидбасовая секция – только на воздухе. Каждый фильтр обходится более чем в 70 тыс. руб. Внутренняя проводка сделана чистой медью EOS 2,5 и 5 кв.мм.

   

— Сколько у колонок входных клемм?

Четыре. У басовика отдельный вход, чтобы можно было подбирать элементы фильтра под конкретное помещение, расположение колонок и тип усилителя. Делаем прямо по месту установки, получается идеально. Всё остальное зашито намертво, вмешиваться нельзя. В кроссах нет ни режекторных цепочек, ни выравнивающих резисторов – удалость сделать пищалку с чувствительностью, как у 18-дюймового басовика. В безэховой камере реально у всей системы она 98 дБ.

— Из чего сделан корпус?

Сверху и снизу – плиты из немецкого искусственного камня высокой плотности. Он хорошо обрабатывается и не боится ударов. Боковые стенки в один лист МДФ 19 мм плюс боковые накладки 20 мм, спереди листов уже два, с клеем получается 40 мм. Внутри несколько ребер для жёсткости. Масса одной колонки – 102 кг. Кожа – декоративный элемент, 2 мм толщиной. Обтягивать помогали специалисты из автомастерской. Цвет «Сахара», но может быть любой, только скажите, какой больше нравится.

— Какие-то особые требования к установке этой акустики?

Так как рупор вертикальный, колонки можно ставить близко к стене, и даже в угол. При этом ничего не гудит, а у наших многополосных Tower 18 с басовиком такого же калибра при недостатке места приходится затыкать фазоинвертор. Но помещение для Horn 500 всё же нужно попросторнее – для общей динамики и масштаба.

   

В том, что эти гиганты способны адекватно звучать в стеснённых условиях, мы убедились при прослушивании в офисе AllB Music. Системы стояли почти вплотную к стенам, а расстояние между ними не превышало трёх метров. Ощущения, особенно если закрыть глаза, непривычные: по басу, объёму пространства и динамике играют явно колонки с очень приличными габаритами, но локализация источников – как у хороших полочников. И совершенно не считывается размер комнаты, бас ведёт себя так, будто существует вне пространственных рамок. И это при том, что огромные системы реально находились в углах комнаты.

Ощущения непривычные: по басу, объёму пространства и динамике играют явно колонки с очень приличными габаритами, но локализация источников – как у хороших полочников.

Второй важный момент – в звучании Horn 500 отсутствует рупорная окраска, они воспроизводят любой вокал, будь то мужской или женский, без окраски и акцентов на отдельных нотах. Всё остальное у этих монстров есть – инфранизкий бас, лёгкий, прозрачный верх и живая середина. И, конечно, общая динамика при такой чувствительности проявляется совсем иначе, чем массовой многополосной акустики. Здесь складывается несколько факторов: легкая бумага, большая площадь излучения и минимальные фазовые сдвиги во всём диапазоне. Поэтому сидя в даже всего в паре метров от передней линии, слышишь не набор динамиков, а слаженную атаку инструментов с разным спектром. Вступление оркестра, мгновенные tutti или мощный электронный бит приобретает ритмическую чёткость, без размазанности структуры. Плюс, конечно, мощный удар по ушам в кульминационные моменты воспроизведения.

Полный динамический потенциал Horn 500 удалось оценить по ходу их демонстраций на выставках MHES и «Российский High End». Системы озвучивали большие залы в очень непростых условиях (неудачная акустика помещений, отражения, поглощающая звук публика), но основные её достоинства, описанные выше, проявлялись в достаточной мере. И что особенно интересно – там, где остальные участники, демонстрировавшие свою акустику, имели явные проблемы с басом (точнее, со стоячими волнами в помещении), Horn 500 справлялись гораздо лучше – звучали чётче, с более резкой атакой и минимальными басовыми артефактами. И подача в целом у них казалось более свободной и открытой, как и подобает 18-дюймовым системам с высокой отдачей.

Тут напрашивается сразу несколько выводов. Во-первых, коаксиальная конструкция с таким количеством полос вполне себя оправдывает. Большой калибр даёт бас и динамику, остальные излучатели поддерживают линейную характеристику вплоть до верхней границы 29 кГц. При этом по характеру излучения такие системы приближаются к точечному источнику, и даже в тесных помещениях звуковая картина не разваливается.

Большой калибр даёт бас и динамику, остальные излучатели поддерживают линейную характеристику вплоть до верхней границы 29 кГц.

Во-вторых, вертикальный рупор позволяет снизить боковое излучения на НЧ настолько, что колонки можно ставить близко к стене и даже в углах. Для наших жизненных условий это несомненный плюс.

И, наконец, главное: всё перечисленное выше даёт такую музыкальную картинку, которую редко способны нарисовать традиционная многополосная акустика. Здесь и масштаб при массе подробностей, и точный ритм при полном ощущении, что работает какой-то гигантский широкополосник. Не исключаю, что Horn 500 могут стать последней остановкой продвинутого аудиофила в его долгом пути к желанному звучанию.

 

СИСТЕМА

AllB Horn 500

Производитель: AllB LB-Helium (Россия)

www.allb-music.ru

Конфигурация: 1 излучатель, 4 полосы || Акустическое оформление: рупор «Монтерей», Р2 «Вариовент» || Диапазон воспроизводимых частот: 27 — 29000 Гц (-1,5 дБ) || Номинальное сопротивление: 8 Ом || Частоты раздела полос: 400, 900, 6000 Гц || Чувствительность: 98 Вт/м || Максимальный уровень звукового давления: 123 дБ ||  Музыкальная мощность: 350 Вт || Отделка: шпон венге, кожа натуральная 2 мм, цвет «Кадиллак Сахара», камень Оникс || Габариты: 1470 х 550 х 550 мм || Масса 1 шт.: 102 кг || Цена за пару: 1 500 000 руб.